РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Нарьян-Марская

епархия
Архангельская митрополия
Самая северная епархия России


Распределение в Нарьян-Марскую епархию





     Per aspera ad astra!..[1]


    Этот известный латинский афоризм я когда-то использовал в своей дипломной работе. Теперь он приобрел для меня иную, тундровую окраску с оттенками мхов, хиуса[2], морошки...

     Путь распределения на Крайний Север не возник для меня неожиданно, как, думаю, и для большинства выпускников духовных школ. Конечно, мы удивлялись, услышав, что едем в епархии, о названиях которых даже не помышляли! Но, с другой стороны, за годы обучения в духовных семинарии и Академии мне стал понятен сам характер нашей будущей жизни: я пошёл не в бизнес, поэтому командировочное путешествие в отдалённые районы, где не хватает епархиальных кадров, – это нормально. Во-вторых, мы учились, как минимум 4-5 (бакалавриат), как максимум 7 лет (бакалавриат+магистратура), и за это время обзавелись знакомствами с людьми, которые уже побывали на Сахалине, в Сибири. Время от времени можно было дивиться собственной решимости некоторых клириков, которые самоотверженно служили в вызывающих удивление регионах. Живой нрав и созидательный настрой этих людей не вызывали сомнений, что и в далеких регионах можно жить и служить, преодолевая те или иные проблемы. Это, лично для меня, сглаживало страхи и волнения. В-третьих, я, все же, мужчина, а не свидетельница на свадьбе, поэтому в связи с трудностями, которые испытывают распределенные до нас, бояться результата распределения мне было стыдно. В-четвертых, февральский Архиерейский собор с.г. вполне показал, что принятое на нем "Временное положение о распределении выпускников духовных школ" (http://www.patriarchia.ru/db/text/3981506.html) – серьезный документ, начинающий плановое и, я бы сказал, массовое двухлетнее распределение из епархий-доноров в епархии, испытывающие кадровый дефицит. Тогда и стало понятно, что большинство из нас, скорее всего, поедут не в свою епархию receptorium.info. Вот и получилось, что повод для волнения был, но страхов можно было избежать, поскольку к распределению возможно было заранее интеллектуально и психологически подготовиться.

    ...Архиепископ Амвросий, ректор Санкт-Петербургской духовной академии, в которой я в минувшем учебном году оканчивал магистратуру, примерно в середине мая с.г. по своему обыкновению – на обеде – объявил о встрече с выпускниками по поводу распределения. Все, кроме меланхоликов, стали переглядываться, перешептываться, залы трапезной наполнились эмоциями волнения... Меланхолики опустили взгляд в тарелку, а холерики стали их подбадривать. После трапезы 5-6-балльная волна выпускников мощно выкатилась из трапезной и понесла долгожданный ажиотаж в профессорскую.

     После искренне отеческого вступительного слова ректор стал зачитывать, кто куда Учебным комитетом РПЦ направлен и в какой степени. Степеней было 3: 1 – это те, кто не собирался в магистратуру (после бакалавриата) или аспирантуру (после магистратуры), т.е. гарантированно направлял свои стопы в сторону той или иной епархии; 3 – это те, у кого всё было наоборот, и они отправлялись на места лишь в случае непоступления; про степень 2 ничего, к сожалению, не помню. У меня была 1 степень: после 11 лет послешкольного образования, 6 из которых я учился параллельно в 2-х ВУЗах (очно на бакалавриате и затем в магистратуре духовной Академии, а заочно на психологическом факультете РГСУ), сидеть за партой я больше не мог... Думалось и думается об аспирантуре – и академической, и университетской – но только в перспективе получения заочного образования. Наступил момент, когда я, с одной стороны, устал от очного обучения, с другой – захотел научной и церковно-практической самостоятельности, позволяющей применять полученные знания и навыки.

     И вот – слышу свою фамилию. Я встал. Сердце, как это всегда в таких ситуациях бывает, колотилось, готово было выпрыгнуть от ожидания чего-то нового, неизведанного; в висках сильно пульсировала кровь. Владыка не спеша прочел эти слова: "Диакон Антоний Данилов - Нарьян-Марская епархия". В тот момент я всерьез боялся, но боялся одного – забыть эти заветные слова, поэтому тут же принялся их записывать. Владыка, очевидно, глядя на мое сверхсерьезное лицо, сказал что-то подбадривающее. Сердечный ритм не дал мне расслышать эти слова, но это было что-то вроде следующего: "Ничего страшного, не переживай, там сейчас Правящий архиерей – владыка Иаков, он из Троице-Сергиевой Лавры". Сделал легкий кивок головой и улыбнулся. После этого я сел и стал немного отходить, остывать. Проверил – правильно ли записал название епархии, заучил незнакомые слова на ненецком языке и стал слушать дальше, куда направляются коллеги.

    Направление от Учебного комитета в ведение Преосвященного Иакова, епископа Нарьян-Марского и Мезенского, я получил вместе с дипломом на выпускном. Это документ формата А4 с грифом Учебного комитета и подписью высокопреосв. Евгения, архиепископа Верейского, Председателя данной церковной структуры. К тому моменту, за прошедший со времени извещения о путях распределения месяц, было многое сделано, многое подготовлено в организационном и психологическом планах. Дело было "за малым" – улететь в далекую и суровую тундру, чтобы помочь новой для себя епархии, принести пользу Церкви и людям, исходя из заложенных в период обучения потенциала знаний, умений и надежд.




Ненецкий АО на политической карте России



Нарьян-Мар на Гугл-карте


     Большим вопросом для меня, как и для всякого распределенного в далекие края, был вопрос оплаты билетов. Впервые в новую епархию я написал в первые дни после объявления о распределении и после того, как представился и изложил причину моего обращения, задал мучавшие меня вопросы, в том числе и о билетах. В Духовную академию я переводился лишь на последний год магистратуры, поэтому заработать в "северной Пальмире" мне не удалось: правой рукой писал академическую диссертацию, левой – университетский диплом. Не получилось и послужить на приходе – "сорокоуст" после диаконской хиротонии закончился лишь на Светлой седмице, поэтому проситься на приход сроком на 2 месяца было смешно. В общем-то, "Временное положение о распределении" дает выпускнику право добраться до епархии за её счет, дает и другие важные для нас права. Об этом я владыку Иакова и просил. С некоторыми вопросами (о жилье, напр.) я на нервной почве поспешил; ответы на них пришли уже по прибытии на место. А вот прошение о билетах было своевременно удовлетворено, и в следующем письме я по благословению Архиерея уже высылал паспортные данные для приобретения проездных документов. Позже были еще несколько писем – о сроках прибытия и т.п., и в этой переписке стало понятно, что нас ждут и о нас думают. Отдельной благодарности заслуживает та скорость, с которой заведующий канцелярией диак. Александр Чипсанов мне отвечал, передавая благословение Архиерея.

     Другой положительный момент заключался в теплой и подготовленной встрече в новой епархии. Улетев в тот день из столицы, я без приключений прибыл в Нарьян-Мар, где меня уже ждал "кортеж". Сразу по прибытии в аэропорт (19 августа) мне позвонил ожидавший меня сотрудник епархиального управления, общение с которым по дороге в епархию вызывало достаточно положительных эмоций. Так и начались перемены в моей жизни – без лишнего напряжения, потрясений и непосильных проблем.



Вид на центр Нарьян-Мара с территорией епархии


      Встреча с владыкой Иаковом прошла спокойно и умиротворяюще. Мы поговорили о самом главном, и он сказал, что в ближайшем будущем еще обсудит со мной некоторые вопросы моего служения в епархии. К тому же, владыка вспомнил меня по Троице-Сергиевой Лавре, а затем сказал: «Я навещу Вас». На душе стало действительно спокойно.



Возле Богоявленского Кафедрального собора епархии


     Двухэтажный новый дом, куда меня, опять же, отвезли, оказался существенно лучше, чем я ожидал. В доме, временно ставшем моим, было не только сухо и тепло, чего я так желал исходя из житейских соображений, но и просторно. К тому же, во дворе находится отличная новая баня и уютная беседка с камином и шашлычной. Теперь, когда температура в парилке поднимается выше 90 градусов, а в беседке вкусно пахнет жареным мясом, ты начинаешь понимать, что не все так страшно и на крайнем Севере...



На фоне бани после её посещения в 2.30 ночи (конец августа - полярный день)


     Однако, по той дороге, которая ведет от моего дома в епархиальное управление, оказалось несколько неприятных собак. Заметив новичка в черном, одна из них стала довольно агрессивно себя вести, пару раз пугала неожиданными «налетами». Но мы быстро подружились: несколько кусков заветренной местной рыбы с пшеничным хлебом, получаемые ей неоднократно, пришлись зверю по вкусу, и петербургский выпускник стал для хищника «своим». Теперь старонемецкая пастушья при нашей утренней встрече вежливо смотрит мне в глаза, желая, очевидно, доброго дня.

      Не скрою: тяжело было в связи с акклиматизацией, множеством новой информации, усталостью в первые недели. В этом плане начало, как всегда, далось нелегко. Например, проблему составил тот факт, что дом находится на расстоянии 2 км от епархии и храма, и той дорогой редко и неудобно ходит городской рейсовый транспорт. Несколько дней пеших прогулок по полчаса в один конец позволяли ознакомиться с местностью, а когда смотреть по сторонам надоело, я решил выкроить время на сон и молиться по дороге (когда-то, еще до семинарии, от регулярного чтения утренние и на сон грядущим молитвы запомнились наизусть). Таким образом, практическое неудобство было побеждено аскетической инициативой. Другой плюс в том же вопросе заключается в ежедневном пребывании на свежем арктическом воздухе, которого так не хватало раньше, особенно с момента начала написания дипломной.



Озеро в окрестностях города вечером в редкую солнечную погоду


     В целом оказалось, что при оптимистическом настроении и творческом подходе во всем можно "искать позитив": высокие местные цены располагают чаще обедать в епархии, следовательно, лучше знакомиться и больше общаться с ее сотрудниками, а также деньги экономить, суровый климат учит закаляться и не по-студенчески ответственно относиться к здоровью, практически нерасцветающее серое небо склоняет сердце быть теплее и отзывчивее к местным жителям… А таких проблем, которые оказались бы нерешаемыми, к которым невозможно было бы подойти творчески, мне, к счастью, неизвестны.

       Сейчас вспоминаются некоторые люди, с которыми Господь сводил меня в течение жизни. Будучи сотрудниками определенных организаций, они порой жаловались, что не видят результатов своего труда, что работают без стимулов, без мотивации, не могут себя реализовать, а потому и стараться в своей деятельности им не хочется. Спустя некоторое время жизни в новой епархии не могу сказать про свое служение на новом месте так же, как эти бедные люди. Семинарист знает: подход к проблемам один – их в каждой ситуации нужно индивидуально решать! Но нельзя во всем видеть только проблемы, особенно там, где их нет. Аналогично странно было бы для человека, имеющего духовное образование и призванного в священном сане учить людей, считать «черной полосой» нарушение своих планов, амбиций, стремлений. Знаю людей, которые с сердечной болью, с раздражением расстраиваются из-за разбитой чашки, из-за смены места жительства, ругают начальство из-за того, что их семью перевели в другую военную часть с условиями жизни похуже, людей, которых постигает невроз из-за перевода на другой приход и т.п. Люди, в жизни которых утилитарные мотивы занимают первостепенное положение, крайне эмоционально (в негативном плане) реагируют на подобные земные происшествия и перемены. А если этот человек – семинарист, священнослужитель? Да, ковшики для причастников у такого человека всегда будут чистыми, полотенца будут висеть на своем месте, на облачениях не будет и тени от восковых пятен. Записки такие люди всегда читают вовремя, не службу не опаздывают. Утилитарная вертикаль души таких людей не позволяет им нарушать мир вещей. Но сильная привязанность к земному подчас не позволяет им вырваться за пределы видимого и материального, переходить, хотя бы изредка, на более совершенную платформу жизни и смотреть на жизнь сверху, оценивать все в контексте гуманитарных ценностей и духовных целей своего служения. Будучи священником, надо при отсутствии платка на голове пришедшей в храм дамы смотреть глубже – на ее душу. Будучи распределенным в далекие регионы нужно иногда приподниматься над хиусом, над пешим путем до храма, над нехваткой кислорода на 10% в твоем новом регионе, чтобы не забыть о цели этого служения, которое ты выбрал сам, о том, что ты нужен сейчас здесь. Нужен людям, у которых есть только несколько человек, способных рассказать им про душу, про церковные пути решения их проблем, про то, что будет после смерти.

       В своей университетской дипломной работе[3] мне довелось выяснять, что же когда-то привело студентов-психологов на психологический факультет, а семинаристов - в семинарию. Так вот, у семинаристов главным мотивом были эмпирически выявлены социальные мотивы – стремление духовно работать с людьми. Утилитарные тенденции оказались у ребят на самом последнем месте; то показали студенты первого курса семинарии. Если пронести эти мотивы через годы своего обучения и увезти с собой в далекую епархию по распределению, цены таким выпускникам не будет! Судя по общению с коллегами, у многих получается сохранить эти высокие мотивы, ведь большинство тех коллег-выпускников, с кем я общаюсь, умеренно переживают об утилитарных вещах. А если и встают вопросы о климате, о здоровье, о жилье и т.п., мы морально поддерживаем и даем жизненные советы друг другу. Один наш выпускник вообще проявил чудеса креатива: при том, что отдаленная епархия не оплатила ему билетов, он героически нашел иной способ добраться к месту служения – полетел с какой-то группой военных!

      Конечно, нельзя, думая о высшем, держать жертвенник в крошках, лампадки – в пыли и копоти, а голову – открытой под суровым небом тундры. Все нужно сочетать, все аспекты учитывать, обо всем – духовном, душевно-психологическом, материальном, физиологическом – думать. Но приоритеты, если уж потребуется, расставлять нужно в правильном по христианским меркам порядке.



Архитектурный ансамбль Богоявленского собора и колокольни зимой


     Может быть, после двухмесячного служения в Нарьян-Маре громко будут звучать слова о том, что в нашем деле должна быть решимость, чтобы можно было ехать, лететь, служить "forsan et haec olim meminisse juvabit"[4]. Как бы это ни звучало, уверен, что нужно решительно стремиться к людям, стремиться научить их соблюдать евангельское слово (Мф. 28. 19-20). Нужно мужественно собрать чемоданы, поцеловать родителей и близких и улететь в направлении, которое уготовано тебе, улететь, не озираясь назад. Последовав такому примеру в жизни значимых для меня пастырей и архипастырей, я не жалею. Да и стоит ли жалеть? Ведь здесь, в самой северной епархии Русской Православной Церкви, я потихоньку опытно познаю суть двух серьезных процессов, связанных со своей деятельностью: самореализация и самоактуализация, Богу поспешествующу, пока идут со мной в одном направлении.



[1] Лат.: "Через тернии к звездам!".

[2] Резкий пронзительный холодный ветер, чаще всего дующий по долинам рек (в первую очередь, северных, - А.Д.) (Хиус [Электронный ресурс]: Академик. URL: http://amur_toponyms.academic.ru/3946/%D1%85%D0%B8%D1%83%D1%81 (дата обращения: 15.10.2015)).

[3] Особенности мотивации выбора помогающей профессии у студентов-психологов и студентов-богословов. - М.: Российский государственный социальный университет, 2015

[4] «Без оглядки, не озираясь назад», ср. Лк. 9, 62.



*  *  *


Очерк о послушаниях в новой епархии





      Признаюсь, ещё до прибытия в Нарьян-Марскую епархию мне не хотелось отсиживаться на новом месте, быть обузой для епархии, выполнять «не своё» дело. Милостью Божией желание заниматься полезными проектами реализовалось: в епархиальном круговороте новых событий понимаешь, что мы, прибывшие по распределению в Нарьян-Марскую епархию, здесь точно не лишние, что мы нужны, а усилия наши востребованы.

    Должности, которые мне доверил Преосвященный Иаков, епископ Нарьян-Марский и Мезенский, предполагают совмещение умений в области всех изученных мною областей знания: богословской, юридической и психологической. Это для меня большая отдушина – заниматься своим делом. Мне оказались вверены, во-первых, некоторые дела по линии канцелярии, во-вторых, формирование годовых епархиальных отчётов по новому стандарту (то и другое – вместе с коллегами), недавно был назначен ризничим, а также преподавателем Закона Божия в Воскресной школе для взрослых. Порой при вынужденном отсутствии на посту местного звонаря выполняю и его обязанности, осваивая довольно большую звонницу.




в ризнице

на колокольне с (вид на Собор)


     Порой требуется иная, ситуативная физическая помощь: нехватка кадров в епархии настолько острая, что мы вместе со служащими здесь клириками иногда выполняем и трудовые послушания: очищали и красили стеллу, копали для неё яму, строили деревянных храм в поселке Искателей по соседству с Нарьян-Маром и пр.

    Несмотря на кадровый дефицит, епархиальная деятельность обширна. Совершается множество Таинств и треб в храме, на выездах по домам и в различных организациях. Проводятся занятия по различным предметам с детьми и взрослыми в воскресной школе (для детей преподаются Закон Божий, История Руси, церковно-славянский язык, церковное пение и др., для взрослых – Закон Божий и История Руси). Отдельно при епархии работает «Школа юнг», где ребят обучают не только духовным, но и жизненным основам, в частности, морскому делу (поднятие флага, звон рынды – прилагаются). Организована система проведения духовно-нравственных бесед с детьми-сиротами в местном Доме-интернате, ведется работа по благоустройству епархиальной ризницы, активизировалась деятельность по наполнению контента сайта и мн. др.

    Жгучее желание преподавать в духовной школе при отсутствии таковой в нашей епархии в первые дни моего пребывания здесь вызывало некую неудовлетворенность. Мне думалось: «Почему мы после магистратуры, предполагающей подготовку педагогических кадров, направлены в епархии, где нет духовных школ?» Обиды ни на кого не было, просто подумалось – почему. Ответ пришел сам собой, когда владыка Иаков благословил мне преподавать Закон Божий в Воскресной школе для взрослых. «Простое», казалось бы, преподавание, по уровню уступающее преподаванию в семинарии в разы! Однако благодаря этой работе я погрузился в процесс, который по затратам энергии и времени не уступает подготовке к семинарским лекциям: нужно перечитать и проанализировать массу литературы, составить программу, организовать людей, завести журнал, собрать контакты учащихся, наладить внеклассные отношения по проведению мероприятий и трапез в Дни рождения и мн. др. При этом проводить такую работу нужно, сделав её пошаговым приближением к идеалу семейных, братских отношений со слушателями и учащихся – друг с другом. Естественно, мне легче было бы работать на всем готовом: взять написанную до меня книжку, приходить в подготовленную группу и, плавно взмахивая рукавом рясы, говорить: «Братья, помолимся…». Но попробуй организовать в далеком регионе педагогический процесс, с Божией помощью, сам, попробуй самостоятельно заложить основы правильной педагогики хотя бы на таком уровне и так, чтобы после тебя осталась некая система, определенная база, которая должна плодотворно существовать годами! Теперь на собственном опыте понятно, что пока мы не научимся быть верными в малом, не научимся работать надлежащим образом с людьми на скромном уровне, писать рабочие планы и программы, многое нам никто не доверит (Лк. 16.10). И бывает большое утешение, когда люди улавливают твои добрые флюиды и идут навстречу, например, когда староста подходит, протягивает какую-то большую книгу и говорит:

– Отец Антоний, Вы говорили, что хорошо бы журнал завести. Вот, я купила.

– Благодарю Вас, – говорю. – Сколько Вы затратили, Софья Владимировна?

– А денег не нужно, – это же для нас самих…

    Из последних событий наиболее важные и красивые, наверное, это установка той самой стелы с указателями десятков различных направлений (есть указатели и на Москву, и на Троице-Сергиеву лавру, и на Петербург), а также крестный ход и молебен у стен строящегося внушительного Арктического собора.




возле стелы с указателями важных направлений

или

Слава Богу, я здесь!


    Не стыдно поведать, что в период акклиматизации часто хотелось спать несмотря на послушания; иногда на полчаса отключался, сидя на рабочем месте. Однажды меня, спящего в компьютерном кресле, заметил шедший в свой кабинет Владыка. Не знаю почему, я проснулся за секунду до того, как он остановился и с добродушной улыбкой спросил: «Спите, отец Антоний?». Сонный диакон ответил какую-то несуразицу наподобие: «Да, Владыка, сплю, спать хочется!..».

    Но теперь в свободное время «не сидится», и берёшься за факультативные задачи: написать статью, найти литературу для просивших того учащихся Воскресной школы и пр. Иногда люди из расширяющегося круга местных друзей приглашают в гости, где получают свой выплеск и эмоции, и чувство юмора – просто душа раскрывается! А когда не хватает родных – звонишь им, когда начинаются искушения – молишься, а станет скучно – общаешься с замечательными, эмпатийными, искренними местными жителями и служителями или идешь на прогулку в тундру (на зиму планируются лыжные прогулки).



тундровые красоты  неподалеку от Нарьян-Мара


    Климатические особенности иногда добавляют послушаний. Сейчас здесь о своих правах полным ходом заявляет снежная и вьюжная зима. Однако в отношении климата не видно в Нарьян-Маре иной проблемы, как просто одеваться теплее, чем в Подмосковье или Петербурге. После Северной столицы мне уже, как минимум, не страшны ветра, вечно серое небо и обильные частые осадки: и осадков, и ветра здесь не больше, разве что ветер помощнее. Зато нигде, кроме Севера, не увидишь Северное сияние: это зрелище, захватывающее дух, явление, глядя на которое останавливается пульс... Ты замедляешь шаги, стоишь и, как маленький, смотришь, смотришь... Это длится всего несколько минут, после которых понимаешь, что забыл достать фотоаппарат. Мне никогда не забыть этот красочный дар Бога людям, и моя первая, пока единственная встреча с Северным сиянием вложила незабываемый по своей красоте «паззл» в скромный опыт служения в Нарьян-Марской епархии.

    Большой отдушиной для меня является наличие в епархиальном управлении свободно посещаемой трапезной и ее бессменного повара Нины Федоровны. Трехразовое питание экономит не только время, но и деньги, а также скрашивает трудовые будни. Другое безусловное достоинство нашего положения и подспорье в работе – это наличие безлимитного Интернета.




праздник!


      Безусловно, что-то из нашего прежнего студенческого уклада жизни стало неизбежно рушиться. Мыслить теперь нужно иначе: вместо линейного, неспешного мышления (в русле написания диссертации) приходится учиться в полную меру думать церковно-практическими категориями. С благодарностью вспоминаю родное Церковно-практическое отделение СПбДА, его заведующего прот. Владимира Хулапа и всех наших преподавателей, учивших созидать благо церковное полезными практическими средствами. Эта перестройка от учебного и теоретического к жизненному, практическому, наверное, и есть главная сложность, которую предстоит творчески решить!

    В планах на будущее многое сделать, «аппетит» приходит во время «еды». А кроме нового, нужно качественно, регулярно и своевременно выполнять уже имеющиеся обязанности, делать в своих послушаниях всё, от тебя зависящее. Созидать, чтобы исполнением этих трудов жила и умножалась наша Церковь.