РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Нарьян-Марская

епархия
Архангельская митрополия
Самая северная епархия России

Русский заповедник




    По возвращении из миссионерского странствия правящего архиерея Нарьян-Марской епархии по просторам Мезенского и Усть-Вашского благочиний, нужно было безотлагательно отправляться в новый поход, дабы освятить биологическую станцию природного заповедника НАО в Коровинской губе устья Печоры. Ветхая изба, служившая пристанищем самоотверженным героям науки – экологам, охотоведам, ихтиологам, орнитологам, – да и всем прочим ценителям первозданной красоты заполярных тундр, усердием и трудами местных стражей природных богатств Русского Севера превратилась почти в научно-исследовательское шале с некоторыми стилистическими чертами охотниче-рыбацкой избы. Значит, эта рукотворная красота должна получить освящение, дабы в служении людям, блюдущим красоту и благобытие сурового Севера, служить и Создателю, сотворившему сию красоту. Значит, надо ехать.



Большая Печора

из точки А…

   9 июля 2017 года после воскресной литургии экспедиционно-миссионерская группа выдвинулась на берега великой реки кормилицы Печоры. Епископ, эконом, гендиректор строящегося Арктического Собора, двое паломников из первопрестольного града Москвы, фотохудожник – и наш путевождь, он же директор национального парка Коровинская губа Святослав по фамилии Золотой, – всего семь душ, на мощном катере отправились в странствие на север, по Печоре к берегам Печорского моря, которое то отображается на географических картах, то нет, – в зависимости от масштаба карт и осведомленности картографов. (Последнее, впрочем, не удивительно, поскольку непрофессионализм и некомпетентность на всех уровнях уже стали очевидным знамением эпохи. Особенно это заметно в новостных титрах центральных российских телеканалов, текстах популярных изданий и неумении младожурналистов правильно склонять существительные вкупе с незнанием форм сложных числительных – на тех же самых центральных каналах).

     Сияло июльское солнце, свежий ветер звал в странствие. Все свидетельствовало, что Господь поможет и в этом благом деле. Катер общими усилиями столкнули с прибрежной полосы узкой отмели, мощный мотор набрал обороты, и мы сначала пошли, потом и полетели по спокойным водам Печоры. Через полтора часа – привал, точнее, экскурсия по биологической станции Большой Гусинец. Это граница заповедника. Километр к югу – рыбачить можно; километр к северу – строго воспрещено, со всеми вытекающими последствиями. Большой Гусенец – сам по себе достопримечательность, уникальный объект арктического реализма и арктического же сюрреализма. Это совершенно справедливо и в отношении экстерьера объекта и в отношении интерьеров строений сего удивительного архитектурно-ландшафтно-культурного ансамбля.



в объезд не пошли…

так вот ты какой, Большой Гусинец!

памятник архитектуры

    При осмотре достопримечательностей Гусинца была обнаружена древняя, сложенная из кирпича печь, на которой, судя по всему, ехал в своё сказочное время на реку всем известный Емеля, чтобы провертеть прорубь, поймать щуку и обрести счастье получать всё – "по щучьему велению, и по его, Емелину, хотению". Увидели мы на пути к чудной часовне удивительный тундромобиль немецкого производства, безусловно превосходящий самые смелые новшества зарубежного автопрома. Или то был знаменитый ё-мобиль российского миллиардера, неведомо как затерявшийся (или сокрытый?) в этой заполярной бескрайности? Однако самым впечатляющим оказалось некое художественное полотно, настоящее произведение искусства, на котором была изображена… Миланка Трамп, держащая на руках Дональда Трампа, только во младенчестве. Если верить TV и интернету (а как же им не верить, если человек произошёл от обезьяны, американцы летали на Луну, на Марсе то и дело «настоящие учёные» находят базы пришельцев, а сами пришельцы живут среди нас, то.... Ужасная догадка посетила нас. Неужели Гусинец – это портал, в котором пересекаются времена, пространства и события?



самоходная печь

шедевр

портал


неужели ё-мобиль?!

передвигаться только вместе!


     Картина с Миланкой и маленьким Дональдом принадлежала кисти неизвестного художника. Авторской подписи на полотне не было. Но стиль ... Стиль невозможно спутать. Неужели перед нами творение самого Дали? – А что удивительного в том, если Гусинец и в самом деле пространственно-событийно-временной портал? В конце концов, кому же писать Миланку и Дональда, если не Дали (в конце концов, Америку открыл испанец, а Дали – испанец), и где же их писать этому самому Дали, если не в полярном безмолвии и абсолютном одиночестве Большого Гусинца, который вместе со своим содержимым, честно сказать, посильнее будет не только рукотворного высотно-соборного шедевра Гауди, но "посильнее будет самого Фауста самого Гёте..." – как настоящая реальность сильнее любой "fiction", потому как реальность есть реальность, а fiction есть не более как fiction. Гусинец же – это самая настоящая реальность... Правда, запредельная реальность.

     – Тем более, от Гусинца до Америки рукой подать. И кто не знает, что, во-первых, в Арктике расстояния сокращаются (на Полюсе вообще до нуля), – чем ближе к вершине мира, тем короче параллели, именно по этой причине и мы и американцы планировали достигать друг друга с помощью баллистических ракет через арктические траектории, где расстояния так заметно сокращаются; во-вторых, только Дали мог так запросто взять сюжет Рафаэля и ничтоже сумняшеся наполнить его, как говорится, абсолютно новым содержанием. Поэтому версия о гениальном тундровом художнике-самоучке, корпевшем бы бесконечной полярной ночью (или же бесконечным полярным днём) над полотном и палитрой (не путать с поллитрой!) – как это ни жаль, отпадает: по сравнению с "версией Дали" она слишком невероятна. И, наконец, если бы холст принадлежал нашему отечественному мастеру, то, ясное дело, никакой Миланки и никакого Дональда он бы не изобразил. А кого бы он изобразил? Если бы это был наш художник?  Понятно, кого бы он изобразил, – наш портретист изобразил бы того, кого надо! Так что безошибочный метод дедукции и железная логика указывали на Дали, и больше ни на кого…

     Конечно, чтобы окончательно удостовериться, мы непременно по возвращении представим фото творения гениального мастера специалистам местного музея – и, без всякого сомнения, догадка получит научное подтверждение. И что же во всем этом необычного? – Ведь мы же в Гусинце, – портале, где переплетаются времена, пространства, события и люди; где Дали рисует Миланку, Миланка держит младенца Дональда, тут же стоит печь Емели, а на полке напротив в пыльной неприкосновенности хранится исходящий реквизит голливудского фильма всех времён и народов вселенной Pan Americana "Лимонадный Джо"...



Хичкок отдыхает…

анализируй это!

исходящий реквизит х/ф «Лимонадный Джо»


день выборов

как это всё переварить?..


    Впечатление на гостей Большой Гусинец произвёл неизгладимое. Для полноты картины должен сказать, что в Гусинец мы прибыли ровнёхонько в день выборов, – хотя ни одной живой души на его территории не было… Нетрудно понять, что от утлого причала портала "Большой Гусинец" мы рванули на что есть самых больших оборотах, дабы в соседстве с сим "Гусинцом" не повторить судьбу эсминца "Элридж" (или на худой конец парусника под алыми парусами не совсем нормального А. Грина). Отрыв произошёл. Слава Богу, мы опять в обыденной реальности  июля 2017 года от Рождества Христова! Нормальная печорская протока. Рыбалка, всегда возвращающая (неважно - от Сальвадора Дали, или от "Славы КПСС!", или от сермяжной прозы работы и быта, или от бизнес-планов и от много чего другого, что премудрый Соломон лаконично и верно уничижил приговором: «суета сует») к действительной жизни, и сейчас упразднила наваждение инобытия. Рябь на воде, ветер, зелёная бесконечность тундры по обе стороны берегов, блеяние куликов, хорканье вальдшнепов, ныряющий в поклёвках поплавок, – все говорило, что Дали, Меланка, Дональд бесконечно далеки и что не место им всё-таки в нашей Русской Арктике...

    Но, как говорится, делу – время, потехе – час. Пора заниматься собственно делом. Выдвигаемся на полмили к югу, в одну из печорских проток, и приступаем к научно-исследовательской работе, точнее, эксперименту по изучению базы биоресурсов.



рыбалка – это лекарство

держи, пока не выполнит желание!

Портос и Арамис


апостольское дело…

relax

    Эксперимент занял около часа, – и с почти полным 40-литровым бочонком добытых биоресурсов берём курс строго на север. Не стоит думать, что в тундре и на побережьях Печоры, её многочисленных притоков и бесчисленных озёр всё обстоит так сказочно-красочно-приключенчески безопасно. Три года тому назад здесь, на Гусинце, в морозном (-40°С) мартовском походе на снегоходах мы встретили здешнего смотрителя – добродушного старика, щедро одарившего нас свежевыловленной мороженой сорогой (плотва, язь, окунь). Сейчас смотрителя нет. Позапрошлой весной ушёл на рыбалку – и не вернулся... Это тундра, Крайний Север... 

     Ещё полтора часа уже не такого спокойного полёта – усилившийся ветер подымал волну под сильным мотором стремительно мчавшегося катера, и мы у цели. Абсолютная свобода, только посвист ветра, чудный закат над заливом, где воды Печоры разбивает морская волна... По времени должны быть глубокие сумерки, но сейчас арктический июль, то есть полярный день. Готовим уху. Она получилась великолепной! Поздний вечер так и не уйдёт в ночь: здесь царствует вечный свет.



Заповедник

полночь

биоресурсы но товсь!

 
полярная крачка: лето - в Арктике, зима - в Антарктиде (видео)
 
комары(видео)


  Утром – освящение становища, молебен у креста о умножении любви – человека к богоданному миру, который сохранить не могут самые строгие человеческие законы, и который не смотря ни на что хранит – при столь явном оскудении любви в людях – Божественная любовь. Миссия выполнена.



у креста  (видео)

после молебна (видео)

    Почему на пути к этому заповеднику Русской Арктики встретился Гусинец? – Наверное, потому, что на стезях возвращения в Заповедник, о котором каждый из нас в своё время прочитал на первых страницах первой книги из Книги книг, не могут не встретиться «гусинцы» – порталы, в которые можно запросто кануть и не вернуться. Именно об этом сказано уже в последней книге из Книги книг: «…когда Адам нарушил Мои постановления,.. сделались входы века сего тесными, болезненными, утомительными, также узкими, лукавыми, исполненными бедствий и требующими великого труда…» (3 Ездр.7,11-12)

     Надо собираться в обратный путь, потому что впереди новые этапы жизни-служения. По возвращении в Нарьян-Мар подготовка к Новой Земле, где тоже нужно быть – и в Белушьей Губе, Центральный полигон РФ, и на Павловском месторождении, которое открывает новую страницу, вернее, эпоху, в жизни легендарного архипелага. Мы верим и знаем: он будет служить Отечеству не только как ядерный оберег, свидетельствующий о силе Державы, но и богатствами своих недр, на изыскание коих посылали государевых людей самодержцы Земли Русской в далекие времена. Тогда каждое такое путешествие на Крайний Север в поиске ценных руд было смертельно опасным предприятием, невозможным без искусства корабельного, мужества, верности присяге, любви к православному Отечеству, – и самое главное: всепобеждающей помощи Божией верным сынам Святой Руси.



оси координат нашего Заполярья

.

Возврат к списку