РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Нарьян-Марская

епархия
Архангельская митрополия
Самая северная епархия России

Арктический Форум



    Правящий архиерей самой северной епархии епископ Нарьн-Марский и Мезенский Иаков принял участие в Арктическом Форуме, проходившем 4-5 декабря в Санкт-Петербурге – северной столице России под эгидой АСПОЛ (Ассоциация российских полярников), Президентом которой является А. Н. Чилингаров. Епископ Иаков, который входит в состав Совета АСПОЛ, неизменно принимает самое деятельное участие в трудах полярников России,  представляя Русскую Православную Церковь и как архиерей арктической, самой северной епархии, и как соратник многих российских полярников, сделавших – и делающих – многое для Отечества в самых высоких широтах, и как разработчик и исполнитель Патриаршего проекта "Русская Арктика и Антарктида".

    В ходе работы участников Арктического Форума епископ Иаков сделал доклады на экологической секции и секции "Духовное, культурное и историческое наследие Арктики".

 

 

пленарное заседание


* * *


СМЫСЛ НОВЕЙШЕЙ ИСТОРИИ РУССКОЙ АРКТИКИ:

СОБЫТИЯ, ЛЮДИ, ЦЕЛЬ

(доклад епископа Нарьян-Марского и Мезенского Иакова на Арктическом Форуме, 5.12.2017)

 

 

освящение креста  на сопке Патриаршей, Новая Земля, месторождение Павловское


   Как это ни покажется парадоксальным на первый взгляд, в истории часто наблюдается поразительная ситуация: факты, самым очевидным образом представляющие цепь закономерной последовательности причинно-следственных связей, просто игнорируются. Они, вопреки исторической реальности, словно не существуют; их по каким-то причинам не замечают, руководствуясь методологией и мировоззренческими концепциями, усвоенными еще в школе и на студенческой скамье. Не стоит думать, что подобный феномен – особенная болезнь именно российской историографии, ситуация на самом деле типична для всех времен и народов. Безусловно, историография в нашей стране на протяжении фактически всего XX в. находилась в чрезвычайно жёстких идеологических рамках марксистской концепции, известной в СССР как «единственно верное учение» обо всём на свете, начиная от происхождения мира и заканчивая ответом на вечный вопрос о смысле жизни.

    С позиций исторического материализма религия и вера в Бога – не что иное, как рудимент, обречённый на ампутацию, и всё, что в истории было так или иначе связано с этой областью человеческого бытия, расценивалось как помеха прогрессу и поступательному движению к тому самому «светлому будущему», которое в несколько ином виде предстает в древних мифах вожделенным «золотым веком» – совершенной гармонией и абсолютным довольством. Увы, со сменой общественного строя, произошедшей в России в начале 90-х годов XX в., и заменой идеологических декораций, ситуация в области отечественной историографии не изменилась к лучшему, более того, появились и распространяются антинаучные концепции типа «исторических открытий» Анатолия Фоменко.

 

 

бухта Топографов, о-в Земля Александры, ЗФИ

 

    С историей Русского Севера положение по сути такое же, как с другими областями истории. И многочисленные труды, среди которых достойное место занимают основательные работы академика В.Ю. Визе, Н.А. Окладникова и Н.Н. Матафанова, имеют больше описательный характер. В той или иной форме историки пересказывают события давно минувших дней, констатируя факт окончательного присоединения северных новгородских земель к владениям Москвы и повторяя обстоятельства знаменитого похода 1499 г. и основания Пустозерска как первого города русского Заполярья – форпоста, сыгравшего важнейшую роль в продвижении Руси на север и северо-восток. Между тем предыстория и обстоятельства этого грандиозного по своей важности, последствиям и судьбоносности для всей последующей истории Русского государства явления, как это ни странно, до сих пор не известны. С большей или меньшей отчётливостью попытки экономического обоснования (торговля с Сибирью через Югру, «уральский камень») присутствует в каждой работе, посвящённой теме освоения Русью её северных земель. Однако при всей неоспоримости (и безусловной важности) экономических мотивов, они являются не целью, а средством, инструментом и в известном смысле методологией достижения настоящих целей как движущих факторов в историческом бытии народов и стран.

    Что касается освоения Русского Севера, главной и поныне остаётся концепция, в соответствии с которой движущей силой является материальная сторона: меха, рыба, открытие торговых путей. Безусловно, эта сторона деятельности всегда была важны, поскольку природа человека не только духовна, но и материальна. Но история неопровержимо свидетельствует: определяющее значение имеет духовная сторона человеческого естества и человеческой деятельности. Столь пространная преамбула, предваряющая собственно предмет осмысления, необходима для того, чтобы методология и излагаемые здесь идеи стали понятны исследование истории Русского Севера.

   Как известно, Михайло Васильевич Ломоносов сформулировал чёткий принцип российской геополитики: «Россия будет прирастать Севером и Сибирью!». Наши современники понимают это чаще всего как гениальное предвидение. Действительно, первый российский император организацией Камчатских экспедиций определил вектор государственной внутренней политики. Однако этот процесс имел долгую предысторию, как, впрочем, имел предысторию и обоснование знаменитый поход государевой рати на Югру в 1499 г., когда и был «зарублен Пустозерск, поставленный для опочиву Московского государства торговых людей, которые ходят из Московского государства в Сибирь торговать». Основание величественному зданию московской государственности, именно с XV в. Начавшей «прирастать» Севером, было положено много раньше того времени, когда возник Пустозерск. Заслуга в том, что устроение Земли Русской было столь успешным (что не означает, конечно же, беструдности или лёгкости дела), принадлежит преподобному Сергию – единственному подвижнику из многочисленного сонма русских святых, стяжавшему славное имя «игумен», вождя, покровителя и заступника Святой Руси.

    В чём заключалась эта заслуга? В том, что благословением, трудами и молитвами преподобного Сергия был заложен фундамент для делания, которое начал первый самодержец Руси Иван III и которое продолжается поныне. Одним из самых значительных свершений преподобного Сергия Радонежского было устроение монашеских общин в пределах Русского Севера: его ученики и сподвижники пошли из обустроенных обителей Московии далеко на Север, они созидали монастыри и скиты, они несли свет Православия, преодолевая скудость, лишения, нередко людскую злобу и косность, они явили в подвиге своей жизни по заповедям Христа и заветам преподобного игумена Земли Русской откровение Царствия Божия, пришедшее в силе, славе и истине, – не в силе меча, не в славе мирской власти, не в хитросплетенных силлогизмах мудрости века сего, а в силе добра, непременно побеждающего всякое зло, в славе Христовой любви, в Божественной истине, которая сильнее всего.


 

 

очередной этап Патриаршего проекта «Русская Арктика и Антарктида» – выполнен!


   До времени это делание было сокровенным, подобно тому, как прорастает зерно, брошенное в тучную землю. Наверное, эта сокровенная работа была незаметна, потому что её совершителей отмечало смиренномудрие. Но тем очевидней её грандиозный масштаб и замысел, ибо только на прочном, мощном и пространном основании может быть воздвигнуто великое здание. И таковым – уже видимым – строением стало государственное приращение Руси Севером, начавшееся во второй половине XV столетия присоединением новгородских земель, походом четырехтысячного войска на Югру и созданием форпоста русской государственности и русского Православия в Заполярье – града Пустозерска.

   Итак, движение Руси на Север было определено и подготовлено преподобным Сергием Радонежским, игуменом Земли Русской, как то, что на языке Священного Писания означено словосочетанием «воля Божия», «Божественный промысел» о Руси.

   Имеет смысл несколько подробнее проследить, как события сакральной истории Руси отобразились в создании Пустозерска. Как известно, преподобный Сергий был сомолитвенником и единомышленником святителя Алексия митрополита Московского, своей мудрой политикой обусловившего подготовку освобождения Руси от татаро-монгольского ига. Движение Руси к заветной цели стало необратимым после Куликовской битвы, на которую благословил великого князя Димитрия преподобный Сергий.

   Следующим этапом судьбоносных деяний для Отечества стало создание Северной Фиваиды – монастырей, скифов, обителей в северных землях Руси, о чём вкратце говорилось ранее. Сокровенная стезя, по которой вёл преподобный Сергий Русь, была путем к свободе, и этот путь указал и повёл по нему именно преподобный игумен Земли Русской Сергий, потому что его Отечеству суждено было стать Третьим Римом – оплотом и форпостом Вселенского Православия. Не случайно Русский Север оставался всегда свободным – поморы не знали тягот крепостного права, в их судьбе довлели иные трудности – присущие жизни в Заполярье.

   Исследователи, как правило, приводят сведения о церквях Пустозерска, однако – и это самое удивительное – никак не осмысливаются причины, обусловившие посвящение пустозерских храмов Преображению Господню (соборная церковь), Введение во Храм Пресвятой Богородицы, Святителю Николаю Чудотворцу, великомученику Георгию Победоносцу. А между тем всё это имеет глубокое символическое значение. Трудность работы для абсолютного большинства историков заключается в отстраненности, неизвестности для них реалий церковной истории Руси.

   Вряд ли может возникнуть сомнение в мотивации посвящения главного храма Пустозерска Преображению Господню. Совсем не случайно и соборная церковь Соловецкого монастыря была освящена в честь Преображения. Это очень верно определил Борис Ширяев – замечательный писатель трагического для России XX столетия: «Светлого преображения духа искали на Соловках... Алчущая и жаждущая преображения духа своего Святая Русь пела хвалу Создавшему горы и дебри, моря и океаны, Сотворившему человека по образу и подобию Своему. Не на поиск новых земель, не за прибыльной рухлядью, рыбьим зубом и пушистыми мехами зверя полуночного края шли на Север первопроходцы духа, а за тем, что не купить было на шумных торжищах, за познанием света Премудрости Божией, сокрытого в безмолвии северной пустыни. Шли, искали и находили…».

   Суровая святость Русского Севера с его сияющими снегами, ослепительным светом полярных солнечных дней и таинственным, мистическим сиянием полярной ночи очень созвучны Преображению, о котором говорит Евангелие. Даже наша северная храмовая архитектура рубленых шатровых церквей, словно устремленных к небесам, отвечает содержанию того, что заложено в столь ёмких реалиях православной жизни: Преображение Господне и преображение духа человеческого. Что касается Русского Севера, в известном смысле синонимом ему может служить (вернее, на протяжении веков служило) Преображение. Свет Христов преобразил бескрайние просторы заполярной тундры, просветил белое безмолвие Арктики.

   Пустозерская церковь Введения во Храм Пресвятой Богородицы тоже очень символична в сакральном архитектурном ансамбле первого заполярного города Руси. Христианская Русь всегда осознавала себя пребывающей под кровом Богородицы. Объём настоящей статьи не позволяет воспроизвести полную историческую картину формирования такого восприятия Русью своего особого положения в равноправной семье православных славянских народов. Скажем здесь только, что реалии, формировавшие Русь как «новый Дом Ефрафов, Богородичный святой Дом…», относятся к первому веку от Рождества Христова и обстоятельствам, побудившим апостола Андрея проповедовать в Скифии – пра-Руси. Главные храмы первопрестольных градов Руси неизменно посвящались Богоматери: Успенский соборный храм Печерской Лавры в Киеве – матери городов русских; Владимиро-Суздальская Русь создала шедевр каменного зодчества – Успенский собор Владимира-на-Клязьме; Москва – Успенский собор Кремля, главной святыни государства; Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры как средоточие духовной жизни Московской Руси. Московское государство при Иоанне III, который первым из великих князей именовался самодержцем всея Руси, вводит в свой состав северные земли, потому Введенская Богородичная церковь появилась в первом городе Русского Заполярья.

   С Никольским храмом все более чем очевидно. Поборник Православия, победитель народов оружием Христовой веры и любви, покровитель русских первопроходцев, мореплавателей, миссионеров есть и покровитель Русского Севера, преображенного светом спасительной веры, введенного и вошедшего как неотъемлемая часть единого целого в пределы Святой Руси. В этом отношении достаточно вспомнить, что четвертый пункт кодекса веры ненцев гласил: «Чти Николу и поклоняйся Ему».

   Наконец, Георгиевская церковь. Изображение Святого Георгия Победоносца было на гербе Московского государства. Икона Георгия Победоносца осеняла вход в Московский Кремль, и устроение Георгиевской церкви в городе – форпосте Русской Арктики, конечно, несло огромный семантический смысл. Есть ещё одно обстоятельство церковной жизни Пустозерска, которое, увы, осталось вне осмысления историков. Пустозерск по численности своего населения совсем не нуждался в четырех храмах, а тот факт, что «порубленный град» имел четыре церкви, свидетельствовал прежде всего о силе духовной жизни, о том, какое важное место занимало в жизни северного форпоста Православие.

   Именно эта духовная сила и обусловила успех грандиозного государственного строительства на Русском Севере, которое продолжается и поныне. Именно об этом сообщал королеве Елизавете Ричард Ченслор, узнав жизнь православной Руси XVI в.: «Русские не знают своей силы, если бы они знали её, то владели бы всем миром».



 

Северный Полюс – освящён! 12.09.2012

 




Возврат к списку