РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Нарьян-Марская

епархия
Архангельская митрополия
Самая северная епархия России

Бугрино: остров Колгуев




     Клирик Нарьян-Марской епархии иерей Сергий Макаров, по благословению правящего архиерея Нарьян-Марской епархии совершивший миссионерскую поездку в посёлок Бугрино (остров Колгуев), представил отчёт о проделанных трудах на тундровой ниве заполярной земли – острове в акватории Баренцева моря.

 

*  *  *

 

Его преосвященству,

Преосвященнейшему ИАКОВУ,

епископу Нарьян-Марскому и Мезенскому

иерея Сергия Макарова

 

Доклад о миссионерской поездке в пос. Бугрино

с 6 июня по 13 июня 2019 г.

 

 

 Моя очередная миссионерско-просветительская командировка в этот раз состоялась на остров Колгуев, расположенный в юго-восточной части Баренцева моря, в посёлок Бугрино. Остров отделён от материка Поморским проливом шириной 70-80 км, имеет почти круглую форму 73 на 57 км. Поверхность Колгуева представляет собой типичную тундру – низкая болотная равнина, прорезанная немногочисленными реками. Добраться до острова можно на рейсовом вертолёте из Нарьян-Мара, который летает раз в неделю (при благоприятной погоде). Название острова произошло от финского слова «колка» – «угол, край». Для беломорской чуди этот остров был крайним. Характерной чертой являются туманы. Эти туманы иногда бывают на столько мокры, что одежда и обувь становится сырыми в течение совсем непродолжительного времени, в чём лично убедился.




почти лето


   Посёлок Бугрино – единственные населённый пункт острова Колгуев. Он представляет собой три ряда деревянных домов, протянувшихся вдоль морского берега по краю кочковатого торфяного болота, заросшего морошкой. Население посёлка в настоящее время составляет 446 человек, из них большую часть – ненцы.




главное событие

деревьев нет, тротуары есть


   Полёт на вертолёте при попутном ветре чуть больше часа. Встречать борт собралась, как всегда, половина населения посёлка. С размещением на месте помог Николай Яковлевич Майков, ведущий специалист, глава с 2010 – по 2016 гг. Колгуевского сельсовета. 70% жилья в аварийном состоянии, найти жильё самостоятельно или подселиться гостем проблематично. Нашёл приют в одном из 2 построенных домов, ещё не сданных в эксплуатацию. Дом не отапливался, температура комнат приравнивалась уличной, пока на третий день не принесли плёнку-обогреватель. Вода привозная из тундры. Так мне пришлось вымыть голову перед Литургией на улице. При долгом нахождение на холоде, перестаёшь его ощущать, а стресс предохраняет организм от болезни.

   Не откладывая на завтра то, что можно выполнить сейчас, направился знакомиться с сельсоветом, библиотекарем, воспитателями школы и дома культуры. Открыто отозвалась в помощи только библиотекарь Инга Ионовна Ардеева. С порога заявив, что она язычница, и в роду были шаманы, она, тем не менее, предоставила обширный материал Истории Православия и храма в Бугрино (церковь при советской власти превратили в магазин). Она выражала сожаление об отсутствии часовни в посёлке, рассказывая со слов деда и отца об уважительном отношении к христианским святыням, хранившимся в амбарах, и их разграблении «пришлыми» грабителями старины. «Когда из церкви для строительства магазина советская власть выбросила иконы, самоеды пришли в негодование. Бережно собрав, они хранили их у себя в домах». Заходя в дома, жители показывали мне иконы со старинными плохо читаемыми ликами святых. Благоговейное отношение к православным иконам было завещано им дедами.

   Перестройка домов, нередко чужих и ещё не бесхозных, как оказалось, привычное дело для местных. Доставка строительных материалов – только кораблём, объём и вес влияет на стоимость в геометрической прогрессии. В ход идет любая доска, гусеница вездехода, водные буйки – из них делают тележки «луноходы». Стоит семье уехать на 1-2 года, они вернутся к фундаменту, дом будет разобран до основания, концов не найти – Кем? – А кто ж его знает....




дорога жизни


   Школьных учителей было не раскачать, чтобы они собрали детей для беседы на темы «нравственности, уважения к взрослым и родителям», «о вреде сквернословия». Глава Анастасия Филипповна Ледкова проигнорировала просьбы о помощи в тёплом помещении и месте встреч с верующими. Заботу проявил прихожанин Александр Матюша. Поддержал силы горячими обедами. Сам он родом с Кубани, потомок казака, он принимал Церковь как неотъемлемую составляющую жизни христианина. Через таких людей Бог не оставляет.




мир не без добрых людей


   Верным способом заявить о присутствии священника в поселке была прогулка по местному бродвею: деревянному тротуару. На следующий день жители начали примечать и заводить беседы на религиозные темы. Другие крестились на меня. Один житель спросил, есть ли у меня деньги: если дам ему, то он будет креститься.

   Много говорит кладбище: почитание усопших, постановка крестов, их формы, уход за могилами и предметы на них. На острове 3 кладбища. Особенностью их захоронения является принадлежность к родовой общине. Кресты неправильной формы, нижняя перекладина у половины крестов скошена справа налево. Даты жизни 2/3 непродолжительные в следствии гибели на море, отравление спиртным, частый суицид на почве алкогольной зависимости, остальная часть: долгожители до 80-90 лет. Крест на могиле править или ставить новый по местным традициям не принято. Упавший крест остаётся на могиле. На кладбище послужил общую панихиду за благочестивых православных христиан.

   На огласительные беседы стали понемногу собираться желающие принять святое крещение. Беседовал и крестил в кабинете культпросвета, единственном тёплом помещении. Крестить дома не пришлось. Правда, две огласительные беседы нахожу ничтожно малым там, где священник появляется крайне редко. Святое крещение принимали и дети, и взрослые. После катехизационных мероприятий совершил Божественную литургию в «храме знаний» – библиотеке Бугрино, на втором этаже со сходящимися стенами в виде призмы; из окон – вид на море. Присутствовало 15 человек. Были и ревностные к вере христиане: искренне исповедовавшиеся и новокрещённые. Для некоторых первое причастие стало трогательным откровением.

   Жители помнят про церковь, которая стояла в поселке. Сожалеют, что они обделены возможностью молиться в часовне и совершать совместные богослужения и чтения акафистов. Сейчас в центре Бугрино стоит поклонный крест.




Крест – хранитель всея вселенныя!


   История возникновения христианства на острове зародилась давно. Постоянные торговые сношения русских промышленников с самоедами не могли не повлиять на их религиозные понятия. Частое общение с русскими открыло им новый духовный мир. Летом 1856 г. впервые остров Колгуев посетил причт Пустозерского прихода для проповеди самоедам слова Божия. Службы совершались в часовне, устроенной в становище «Шарок». Спустя 13 лет в 1869 г. предпринята новая поездка на остров. Тогда же возникла мысль о постройке на Колгуеве первой церкви. Благая мысль осуществилась в 1875 г. промысловиком Алексеем Васильевичем Дитятевым, крестьянином Великовисочного селения, Пустозерской волости, ходившим 40 лет на остров. Построенная в Тельвисочном приходе, церковь была перевезена на остров в разобранном виде. 16 августа 1875 г. церковь установлена на месте. Освящение церкви состоялось 18 августа священником Михаилом Кононовым, который сопровождал храм до места установления.

   Из его воспоминаний: «Постройка церкви была закончена, и в этот день последовало её освящение. Во время Литургии старцы, убелённые сединами и изнурённые болезнями, и младенцы удостоились причастия Св. Тела и Крови Христовых. Старцы чувствовали, что в первый раз в жизни удостоились такого великого Таинства, а может быть и в последний. От радости они плакали. И вообще, хотя внутренней смысл богослужения был малопонятен самоедам, но на лицах всех выражалось глубокое благоговение». За двухмесячный период пребывания на Колгуеве отцом Кононовым было крещено 30 самоедов, повенчано 7 браков, предано земле 3 усопших, исповедовалось 149, приобщилось св. Тайн 120 человек. (Н. Кузьмин «Остров Колкуев и его обитатели» 1913г.).




крещается!..

помазуется!..


   Б. Житков и С. Бутурлин в отчёте «Императорскому обществу любителем естествознания, антропологии и этнографии» по командировке летом 1901 г. сообщали: «Церковь в Бугринском становище выстроена десятка три-четыре лет тому назад на средства богатых самоедов и пустозерских промышленников, очень большая (площадь около 9-10 кв. саженей, алтарь до 3 кв. саженей) и ветхая. По величине и постройке кажется скорее часовней. Обстановка церкви бедная, иконостас пострадал от сытости. Восковые свечи у образов показывали, однако, что она посещается самоедами».

   Но разобщение морем от своих духовных пастырей островитяне оставались при самых малых познаниях об исповедуемой вере, почти без всякого знакомства с правилами, таинствами и обрядами Православной Церкви. Для укрепления новообращённых в вере Христовой необходима была проповедь слова Божия, необходимо частое совершение богослужения, а кто мог всё это совершать при отсутствии на острове настоящего причта?




ночь полярного дня


   В 1900 году на становище Бугрино высадился иерей Платон Кулаков, который вёз с собой материалы для ремонта церкви. За неимением там какого-либо помещения отец Платон поселился вместе с помещиком в церкви. Здесь же поместились и 4 члена учёной экспедиции, приехавшие одновременно со священником. Таким образом церковь на острове служила не только для молитвы, но и для жилья. После постройки церкви на остров Колгуев епархиальным начальством постоянно стали сюда командироваться священники для совершения в течение летних месяцев богослужения и исправления треб у самоедов. Командируемые лица, однако, не всегда охотно отправлялись к самоедам. Так, один священник, которому было поручено посетить самоедов острова, не решился подвергать себя опасности и от рискованного путешествия на Колгуев отказался. Дело в том, что в былые годы сообщения жителей материка с островом происходило на простых парусных кораблях. «Неудивительно поэтому, – говорит один священник, испытавший все трудности и невзгоды путешествия на остров Колгуев в карбасе – что мысль плыть по грозному морю, где одно дыхание бурного ветра поглощает тысячи несчастных пловцов, приводила робкого человека в уныние». Но условия жизни командируемых лиц мало изменились к лучшему – можно сказать они по-прежнему спартанские.

   Сергей Александрович Бутурлин в очерке о путешествии на Колгуев в 1902 г. замечал, что окраска церкви сливалась с поверхностью тундры. И что для печорских промышленников, приходящих с востока, было гораздо удобнее ориентироваться по церкви, окрашенной в белый цвет.



колгуевская палитра


   Священник М. Рочев, посетивший остров летом 1908 года, пишет в Архангельскую консисторию: «Придя в церковь, мы нашли двери ея брошенными, без крюков, на сторону. В паперти и в самой церкви до самого амвона был хлеб и три ящика с патронами. Я принялся с помещиком вытаскивать хлеб на улицу и вычищать храм. После очистки обнаружилось что в храме три половицы совсем сгнили…» Таким образом, церковь служила и местом для склада товаров колгуевским торговцам. В том же 1908 году церковь сгорела. Причиной пожара послужила свеча, не загашенная на ночь псаломщиком, ночевавшем в паперти церкви со своей женой.

   В следующем – 1909 году – на острове Колгуев построен был дом для помещения причта во время летнего его пребывания на острове, а в 1910 г. устроена новая церковь вместо сгоревшей. Материал для строительства, поставленный Печорским лесопильным заводом шведской лесопромышленной компании. Для совершения богослужения и исполнения треб командирован священник Тельвисочного прихода Александр Ивановский. Деревянная церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая была возведена на каменном фундаменте из булыжника и вмещала до 30 человек. Иконостас изготовил архангельский мастер И.Д. Котинов. Освящена 9 августа 1911 г. священником Тельвисочного прихода Петром Боголеповым.

   По словам священника Боголенова, самоеды любят молиться пред святыми иконами. «Молятся большею частью вслух на русском языке и выражают свои чувства перед богом как умеют. Вот образцы молитв, записанных им во время пребывания его на острове Колгуев летом 1909 года: «слава тебе, Господи, слава тебе, Божья Матерь, слава Тебе, Святителю Микола. Господи, помилуй меня грешника, Божья Матерь, помилуй меня. Микола святитель! Микола святитель! Помилуй меня! Олени болять у меня, шибко болять. Ой, шибко болять. Копыто болить у них. Жертвую тебе важенку, живую жертвую. Сюда к дому приведу я её. Не обману я тебя. Услышь меня. Микола услышь! Низко поклонюсь тебе. Языком ведь я говорю тебе. Услышь меня, Микола святитель…» «Лучше молиться, – говорят они, – мы не умеем. Русский язык худо знаем. Молиться же мы любим. Куда мы денемся и что будем делать здесь на острове без Бога и Миколы – на них только и надеемся».

   Религиозные чувства самоедов проявляются особенно при каких-либо выдающихся событиях. В зимнее время самоеды, отправляясь на промыслы или возвращаясь домой после них, имеют обыкновение заехать в храм. Тут они молятся, ставят свечи и оставляют свои пожертвования (деньгами или вещами), – пишет Боголенов.

   В советское время «действующая» церковь сохранилась, но использовалась как меховой склад. «Из-за шкур виднелся иконостас с расставленными перед ним аналоями. На них лежали богослужебные книги. В алтаре на престоле лежали два креста, дароносица, в середине большое евангелие. Сбоку в шкафчике висело облачение и кадило. Самоед, приезжавший в Бугрино, справлял молебен или панихиду. Сам открывал церковь, зажигал свечи, разводил кадило, начинал службу. Это делал старший в семье. Если у приехавшего были родные, похороненные на ближайшем христианском кладбище, то он ходил с кадилом и вокруг могил. Трудно сказать, в чём заключались моления этих импровизированных священнослужителей и их «прихожан», ведь большинство из них даже не имели представления о русском языке» (Н. Шпанов «Край земли» 1930 г.). Содержалась церковь на добровольные пожертвования самоедов.

   В мой приезд в пос. Бугрино, старожилы не смогли вспомнить, в каком году была закрыта церковь и когда был снят купол для окончательного преобразования её в магазин. Мне не удалось разузнать, какое из зданий являла церковь. Но ясно одно, души жителей по природе христиане и тянутся к Свету Христовой истины, к Слову Божию. В такие места необходимо приезжать на более длительный срок. Работать вместе со всеми, носить уголь, воду. Через личный пример подтягивать людей, ведущих нетрезвый образ жизни к праведной жизни во Христе.




ловись, рыбка,

ловись, рыбка, большая и маленькая!


   За время командировки мною проведены огласительные беседы с желающими принять святое крещение.

Крещено 12 человек,

Отслужена Божественная литургия за которой:

Исповедалось – 9 человек;

Причастилось – 7 человек.

 

 

Послушник Вашего Преосвященства                        
иерей Сергий Макаров

 

                        

16.06.2019 г.




Возврат к списку