РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ
Нарьян-Марская

епархия
Архангельская митрополия
Самая северная епархия России

АРКТИЧЕСКИЙ ПОХОД МЧС РОССИИ




    Министерством чрезвычайных ситуаций России в марте – апреле сего года был осуществлён беспрецедентный по значимости арктический поход.

   Согласно арктической стратегии России территории и акватории Крайнего Севера – как имеющие важнейшее геополитическое и экономическое значение в жизни страны – подлежат дальнейшему освоению и развитию. МЧС РФ надлежит укрепить инфраструктуру, усилить оснащённость и провести обучение личного состава, так как подразделения МЧС в удалённых пунктах Крайнего Севера зачастую играют ключевую роль в жизнеобеспечении и поддержании безопасности населённых пунктов и других объектах Арктики.



Благословение похода


без матчасти – никуда!


«Спаси, Господи, спасатели Твоя! – и благослови их силы и средства!» (video)


    Утром 29 марта 2023 года на центральной площади Нарьян-Мара в присутствии министра МЧС РФ А. В. Куренкова и губернатора НАО Ю. В. Бездудного, правящий архиерей самой северной епархии России, епископ Нарьян-Марский и Мезенский Иаков, напутствовав полярников МЧС, освятил вездеходную технику и благословил начало арктического похода. Маршрут движения – 1700 километров по просторам Заполярья вне дорог и зимников тундры 9 северных регионов страны. Нарьян-Мар – Амдерма – Хорейвер... и всё дальше и дальше на восток. Так предстояло проверить технику и готовность людей в экстремальных условиях Крайнего Севера.



лучше один раз увидеть! – то, что почти никому в реальности жизни
арктических тягот и лишений, увидеть не дано (video)


     7 апреля континентальный этап похода благоуспешно завершился в Салехарде. В тот же день епископ, благословивший героев-полярников МЧС на трудное, но столь важное для страны дело, после совершения праздничной Божественной литургии Благовещения Пресвятой Богородицы, вылетел из Нарьян-Мара в Москву.



"Вперёд! – 7 апреля, Благовещение, под крылом Русская Арктика.

Начало завершающего этапа. Нарьян-Мар – Москва


     8 апреля спецборт МЧС в 7:00 ИЛ-76 убыл из аэропорта базирования в Норильск; на борту, помимо экипажа, 6 специалистов МЧС и епископ Русской Православной Церкви.



Лазарева суббота.
Жуковский. 6:30 перед вылетом

первый час полёта


    Полёт настоящим бизнес-классом: на 7 человек целый летающий вагон, два вагона. Времени довольно: и на сон в экстремально-комфортных условиях летающего СВ, и на чтение, и на мысли о главном.



диалектика полёта


3 часа в воздухе: бизнес-салон


2-й пилот сменного экипажа:
читаем Евангелие


   В этом полёте довелось наблюдать удивительную демонстрацию практического доказательства физической картины устроения нашего мира, а именно: единство корпускулярно-волновой модели. Причём с такой неповторимой наглядностью, которая не снилась ни Максу Планку, ни уж тем более супергениальному Альберту Эйнштейну (позаимствовавшему-стащившему упомянутую концепцию у упомянутого Планка). Речь идёт о превращении (наглядном!) механической энергии движения в энергию световую.



подготовка к эксперименту: фаза 1

эксперимент: удачно! (video)

подготовка к эксперименту: фаза 2


     Единственный, кто не спал на третьем часу полёта, был епископ: ибо молитвенное правило должно совершать неотменно. И вот воочию созерцаю подтверждение присловия: «Лучше один раз увидеть...» и другого присловия: «Хотите верьте, хотите...», и даже ещё одного присловия (за известным авторством): «Факты – упрямая вещь!»

    4 часа полётного времени, 3000 километров – и Норильск: - 27 Со (в Жуковском на момент вылета +7 Со), метель и морозный туман.



Норильск. Перепад температур
(на борту – за бортом) 50 С°,
плюс ветер

аэропорт Норильска



Мороз и солнце! День чудесный!



   В Норильске – заправка топливом, загрузка. Техника и 105 сотрудников МЧС + 6 членов экспедиционного похода, обретшего статус экспедиционного перелёта + один епископ убывают в Красноярск. Приземление в столице Сибири в 23:30.



Лазарева суббота, 8 апреля.
Красноярск. Местное время 23:30

на базе МЧС Красноярского края


     В 7:00 следующего дня запланирован вылет: АН-74 с экспедиционной группой на борту убудет по маршруту: Хатанга – полярная станция ААНИИ на мысе Баранова, северное побережье острова, некогда получившего название остров Ольги, с 1926 года именуемого Большевик. Заправка топливом у полярников – и дальше на север: в полутора тысячах километров в сторону Полюса дрейфующий приполярный ледовый лагерь «Барнео». Перелёт Ми-8 на Северный Полюс. На Полюсе – утверждение флагов России, МЧС РФ. Это и будет, с Божией помощью, завершение Арктического похода российских полярников-спасателей, которые должны, обязаны – и смогут придти на помощь везде: и, если потребуется, даже на Северном Полюсе планеты.

     Те, кто не понаслышке знают, что такое высокие широты Арктики, скорее всего, скептически оценят такое планирование по срокам. Положа руку на сердце, надо признаться, что это почти невозможно даже только с учётом погодных условий. Кроме этого всегда (всегда!) – будут вводные: и технические, и человеческие – и согласования разных структур, полномочия которых в этих широтах, по сути, безграничны. Кто-то может расценить этот замысел-план как дерзость и риск. Но ведь это Русская Арктика, и мы – российские полярники. Конечно, на Бога надейся, и сам не плошай! Всё верно: этот алгоритм и заложен в концепцию Арктического похода МЧС России. Этому алгоритму суждено быть определяющим принципом наших усилий и в финальном, полюсном этапе трудов. Принципом, помноженном на нашу веру.

     Отступать нельзя: впереди – Полюс! Позади Москва! Отступать некуда!

   В этот раз неизбежные (абсолютно неизбежные в Арктике) вводные, конечно же, были. Вылет перенесён на понедельник. Но что Бог ни делает, всё к лучшему. Это означает, что вычитать службу всенощного бдения и совершить Литургию можно будет на земле, а не в полёте: так всё-таки спокойней. Так с Божией помощью и произошло.



История

Вербное воскресенье

символ Красноярска


    В понедельник Страстной седмицы, 10 апреля, в 4 утра убытие из Красноярска на авиационную базу МЧС Красноярского края. В 6:00 запланирован вылет в Хатангу на именном борте: АН-74 «Александр Беляков».



столица Сибири


Страстной Понедельник. 4:00 на пути в аэропорт (video)


Доброе напутствие
– в светлый путь!


    Два с половиной часа полёта до Хатанги. Это типичный по нынешним временам населённый пункт российского Крайнего Севера. Как и везде в нашей Арктике, МЧС выполняет важную, крайне важную функцию поддержания нормальной жизни людей. И это не просто слова: полярная ночь, экстремальные морозы (в прошлом году морозы в –50 Со и даже за –50 Со не прекращавшиеся в Хатанге полтора месяца – это самая настоящая ЧС даже для этой широты), неизбежные вводные самого разного характера. Так что местное подразделение МСЧ всегда на посту. Местное МЧС – это люди, а значит, и семьи – и дети. Главная причина промежуточной посадки в Хатанге – передача ящиков с фруктами детям заполярной Хатанги и, естественно, внеплановая проверка подразделения МЧС.



наш борт

именной борт

всё символично



на глиссаде Хатанги


Хатанга. Всё лучшее –
детям Русской Арктики!


     На пути от станции пожарной охраны к аэродрому (здесь всё рядом) удивительная картинка: возле домов, в березняке, в шаге от людей, как ни в чём не бывало пасутся полярные куропатки. Удивительно, но эта реальность жизни Русской Арктики почему-то заставляет думать о рае... – И вполне понятно, почему.



пока здесь зима

средоточие жизни

почти как в раю


точно: как в раю!



всеобъемлющая панорама Хатанги
(качество съёмки обусловлено реальностью:
без перчаток, - 30 С°) (video)


    Взлёт. Впереди – мыс Баранова, полярная станция ААНИИ, 80-й градус северной широты. Лететь примерно два с половиной часа.

     На мысе Баранова мне нужно было обязательно побывать: это требовала сама необходимость выбора точного и правильного места строительства православного храма на полярной станции. Таков очередной этап Патриаршего проекта «Русская Арктика и Антарктида». Предчувствие не обмануло: предложенный ранее вариант расположения станции не соответствовал замыслу. Мной было выбрано верное место строительства церкви и согласовано с полярниками. Теперь обоснованный рапорт ляжет на стол Патриарха: обоснованный во всех отношениях, – и по грунтам выбранной площадки тоже.



интервью

здесь будет стоять храм (video)

именно здесь


вид на мыс Визе с места будущего храма


вид на место строительства храма
со 2 этажа жилого корпуса


     Однако главное событие на ВПП полярной станции было иное. Аэродром подскока на мысе Баранова был неизбежен и необходим по чисто техническим соображениям: заправка. Наш АН-74 приземлился, вырулил на стоянку. Выходим на плотный снег... и в пятистах метрах видим накренившийся топливозаправщик. Выясняется: сел на мосты. Подъехавший гусеничный вездеход слишком лёгок, нужен тяжёлый бульдозер. Это время. На пути на Полюс время на вес золота. Операция по вызволению заправщика, заправка заняли полтора часа.



ВПП – и "большевицкий сюрприз"...
(на о-ве Большевик)

приехали...


кто виноват и что делать?




берега о-ва Октябрьской революции


до окаянных дней (не только для И. Бунина)
о-в Императрицы Александры


   Но Божие дело не может быть без трудностей, то есть без искушений. Застрявший в снегу топливозаправщик – это и есть искушение. Всё понятно: это же остров Большевик... Хотя настоящее, историческое название архипелага: Земля Николая II. Такое название дал этим землям их первооткрыватель Борис Вилькицкий. Соответственно, четыре самых больших острова архипелага изначально были названы в честь Императрицы Александры, Ольги, Марии, Татианы. Но наступили, по меткому определению Ивана Бунина, Окаянные Дни, и острова превратились в остров Октябрьской революции, остров Большевик, Комсомолец, Пионер... На карте архипелага появились мыс Гамарника, залив Сталина, залив Калинина, мыс Уншлихта, фьорд и мыс Тельмана, о-ва Демьяна Бедного, мыс Розы Люксембург, мыс Карла Либкнехта, п-ов Парижской Коммуны, фьорд и пролив Юнгштурм, о-в Октябрёнок – и так далее и тем подобные... Потом, после известных политических чисток, чистке подвергнутся и некоторые (далеко не все) топонимы «окаянных имён»...



Икона Богородицы и веточки
вербы теперь на нашей
российской полярной станции –
как благословение
Божие Вербного воскресенья"

общий вид на карте





мы здесь: на мысе Баранова






    Взлёт. Идём на «Барнео». Это ещё два с небольшим часа.

    Под нами Северный Ледовитый океан. Даже с весьма приличной высоты 9 километров все видно отлично: трещины в ледовом покрове, изредка полыньи, торосы...



трещины

затянувшаяся льдом полынья

торосы


    Борт заходит на посадку. Всё. Мы на ледовом дрейфующем лагере «Барнео».

    Приветствуем полярников, среди которых знакомые лица – знакомые с прилёта на «Барнео» в 2013-м. И сразу на вертолёт: летим на Полюс. Сейчас средняя скорость дрейфа ледового поля 20 км в день. 11 апреля лететь на Полюс с «Барнео» примерно 30 минут.



молитва о Русском Полюсе


плод коленопреклонной молитвы
начальника по науке МЧС РФ


    Через полчаса мы на вершине мира. Открывается дверь, лёд, Полюс. Российский Полюс. Наш Полюс!



"Барнео"! (video)

наш "конёк-горбунок"

герой-оператор Кирилл (video)


Герой – командир похода

Полюс России!

наш Полюс!

     Водружаем Флаги: Родины, МЧС России.

    И флаги:

     -       Андреевский – ВМФ,

     -       Патриаршего проекта «Русская Арктика»,

     -       Береговой Охраны Пограничной Службы ФСБ России.

     Гремит троекратное «Ура!» – России, Русской Арктике, победе Православия!

     Награждение медалью Патриаршего проекта «Русская Арктика» начальника Арктического похода МЧС РФ Даниила Васильевича Мартынова.

     Слава Богу! Дело веры и служения Отечеству совершено!



возвращение



Красноярский аэропорт.
Перед убытием в Москву. Салют небес



возвращаясь в Нарьян-Мар



заход на глиссаду:
салют Красноярских небес достиг
Нарьян-Мара (video)

"И в далёком Нарьян-Маре
свой закончили поход!.." (video)








Возврат к списку