История благочиния

Большая часть населения до революции исповедовала Православие, причём если в первые столетия колонизации Якутии христианизация была связана в том числе и с практическими соображениями: православные получали защиту от враждебных родов (противоречия среди якутских родов были в XVII-XVIII веках достаточно острые), подарки при крещении и тому подобное, то с середины XIX века, в период деятельности архиепископа Камчатского Иннокентия (Вениаминова), будущего митрополита Московского, выбор веры стал более осознанным. Именно архиепископ Иннокентий, которого называют «Апостолом Сибири и Америки», прожив в Якутске всего восемь лет, смог подготовить кадры для просвещения народов земли Олонхо (олонхо – традиция сказаний, определяющая для якутского народа). В том числе его учеником и первым епископом самостоятельной Якутской епархии, открытой тоже по ходатайству святителя Иннокентия, Дионисием (Хитровым) был создан первый якутский алфавит, составлена якутская грамматика. В тот же период началось массовое книгопечатание на якутском языке. Первые книги были, разумеется, церковные, и Церковь навсегда стала ассоциироваться у якутов с образованностью.